Красный угол

 

     

 
  9800-9803 Красный угол
  Парадной частью избы был красный угол. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название «святого». Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Непременно лежало перышко для обметания икон. Сверху на божницу вешалась занавеска или «божник». Так называли специально вытканное и вышитое узкое, длинной полотенце (20-25 см Х 300-400 см). Его украшали вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Вешали божник так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, оставив открытыми лики.
     
 
  Кроме божницы у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. В XI - XIII веках стол делали глинобитным и неподвижным. Тогда-то и определилось его постоянное место в доме. Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII - XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословение их.  
     
 
В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Тесто связан стол и с поминальной обрядностью. Если вдруг стол начинал шататься, то, считалось, должен умереть хозяин дома. На стол во время поминок ставили отдельный прибор для покойника. Если же покойник «заложный» (умерший не своей смертью), то кушанья для него ставили под стол. Таким образом, стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой». В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу.  
Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению. Во время строительства избы, если под углы первого венца клали монеты на счастье, то под красный угол клали самую крупную. Этот угол избы всегда старались особо украсить и держать в чистоте. Когда в середине XIX века в крестьянском быту стали появляться обои, то часто ими оклеивали лишь один красный угол.
     
 
     
  9396-9398; 9506-9528 Самовар  
  Самовар – русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Впервые появление отмечено в Туле в 1778г. Выполнен братьями Лисицыными. Для производства были созданы 80 фабрик.
Самовары были дорожными (маленькими) и трактирными (большими).
Устройство:
• Стенка (основная часть, куда наливалась вода)
• Кувшин (внутренняя труба, куда клали топливо)
• Круг (литое кольцо на верхней части)
• Шейка (низ)
• Поддон (основание)
• Ручки
• Репеёк (фигурная пластинка на стенке, в которую врезается кран)
• Ветка (ручка крана)
• Донышко
• Душничок (отверстие на крышке для выпуска пара)
• Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника)
• Заглушка
Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.
Музею подарены:
Смирновой В.М. (Ярославская область. д. Дуново), Кузнецовым И.С. (Пензенская область с. Кера)